Стефаненко Т. Этнопсихология

В основе европейской культуры лежит понятие долга - перед государем, родиной, народом, наконец, перед Богом , которому сознаются в совершенных поступках. Основным же мотивом японцев является забота о собственной репутации , производимом на других впечатлении. Это устойчивая исторически сложившаяся психологическая установка японцев. Японец не мыслит себя вне семьи, общины, группы и потому ориентируется исключительно на эту группу, а не на высшие универсальные принципы. Так возник удивительный феномен японской культуры, ставшей"культурой стыда" в отличии от европейской"культуры вины". В отличии от европейца, которого тяготит вина , японцу ни исповедь, ни раскаяние облегчение не принесут. В своем поведении он ориентируется на мнение и оценку других и боится позора. Модели японской культуры" - модель культуры, при которой центральное значение придается переживанию стыда и позора.

Тема: Культурная вариативность регуляторов социального поведения

Культура вины и культура стыда национальные особенности и практическое применение Представители всех культур способны одинаково идентифицировать конкретные эмоции — гнев, радость, страх, удивление, горе, отвращение. Мы не обучаем друг друга базовым эмоциям, они врожденные, но можем научиться связывать определенное поведение и восприятие с определенными эмоциями и научиться распознавать объект ненависти или любви, говорить с другими о том, что мы чувствуем.

Уже сам факт, что разговор об эмоциях возможен, предполагает, что они имеют общечеловеческие корни. Внешнее проявление эмоций существенным образом влияет на социальный климат. По этой причине во многих культурах были выработаны особые правила поведения на публике, регламентирующие эмоциональные реакции индивидов.

вину за содеянное, рассматривается как ключевой моральный изъян. И вместе . Позднее понятие «культура стыда» использовалось по отношению . тат страха перед ожидающей внутренней болью, болью угрызений совести.

Нарушенный ритуал - это позор. Искупить это позор можно только соблюдением ритуала. Поведение оценивает общество, а не сам человек, сильная оценочная зависимость. Интересы группы, к которой принадлежит человек, всегда выше интересов конкретного человека. Нравственность не в том, чтобы искупить грех, а в том, чтобы его не совершить. Отсутсвия возможности замаливания грехов, исповеди. Нравственное наказание за ошибку - Презрение родных и близких, презрение товарищей, презрение группы, к которой принадлежишь.

Необходимость действовать исходя из правил, принятых в группе. Культура вины - традиция, при которой центральное значение придается переживанию человеком вины за свои ошибки.

Культура вины и культура стыда ( национальные особенности и практическое применение)

Платон Стыд Стыд — глубинное человеческое переживание, ощущение вины и страха за собственные поступки. В осмыслении данного феномена этики опираются на библейскую и историко-философскую традицию. Библия употребляет понятие"стыд" в двояком смысле, трактуя его как отвращение к наготе и как стыд перед лицом божественного суда.

Вы, конечно же, слышали про Культуру Стыда и Культуру Вины. Вкратце, почему немец не пойдёт в обеденный перерыв тырить у сослуживцев мелочь.

Долой му-му, Каштанку и ослика ИА. Например, при резко-негативном сознании может возникнуть депрессия. Депрессия - это серьезное заболевание, не нужно путать депрессию с плохим настроением. Очень важно выявить причину пессимизма, так как эта причина может указать на более глубокие проблемы. Негативное сознание - это симптом. У психически здоровых людей сознание позитивное, они рады каждому новому дню и уверены в себе.

Другими словами - негативное сознание это отклонение от нормы, хоть и очень распространенное. Как распознать негативное сознание? Большинство вещей в вашем гардеробе - черные, серые или других темных оттенков. То же касается макияжа, цвета лака для ногтей, аксессуаров.

Книга Рут Бенедикт «Хризантема и меч»

Стефаненко Татьяна Гавриловна 4. Вина и стыд как механизмы, социального контроля Среди регуляторов социотипического поведения большую роль играют нравственные нормы, то есть системы представлений о правильном и неправильном поведении, требующие выполнения одних действий и запрещающие другие. Ранее мы уже затрагивали некоторые присущие нормам межкультурные различия. Но так как поведение любого человека складывается из выполнения норм и их нарушения, следует обратить внимание и на психологические механизмы, используемые культурами при осуществлении социального контроля за соблюдением норм.

С точки зрения теории психоанализа, чувства вины и стыда являются чувство стыда через призму страха человека, возникающего у него в результате . Она рассматривала роль культурных факторов в формировании чувства.

Стыд рождается внешней оценкой. Это дает возможность уже изнутри, собственными глазами, рассматривать ситуацию:

4.3. Вина и стыд как механизмы, социального контроля

Символика названия прочитывается довольно легко: Итак, книга построена на оппозиции развитой эстетической способности и воинского искусства, сочетающемуся с исключительной способностью к самоотвержению, да и с изрядной долей жестокости. Вспоминалась бы романтическая, хотя и несколько мрачноватая слава боевых искусств.

Не путать с: Виновность. Вина , чу вство вины , угрызе ния со вести — отрицательно Второй подход исследует чувство вины и стыда в рамках общей теории Тревога и страх могут непосредственно переходить в чувство вины. и регулятивные механизмы культуры //Социальная психология личности.

Слова эти на самом деле часто взаимозаменяемы, поэтому и понятия путают. Но сами явления принципиально различны. Пояснить это проще всего на культурологическом примере отношения к насильнику и жертве в разных социумах. В"культуре вины" быть насильником стыдно. А быть жертвой - нормально, жертве сочувствуют и помогают. А в"культуре стыда" наоборот - жертва всегда виновата.

Насильник же ходит гоголем. Обратите внимание, что можно сказать"насильник виноват" в первом случае и"быть жертвой стыдно" - во втором. Такие нюансы словоупотребления совершенно не изменят сути дела, а именно - в первом случае плохо общественно порицаемо быть насильником, во втором - жертвой. Отсюда следуют многие интересные вещи. Например, все"культуры стыда" отличаются исключительной жестокостью. Просто это хорошо - быть жестоким, это комфортное, поддерживаемое средой состояние.

О ребятах говорили, что они невинны в своей жестокости, и это действительно так - они просто делают социально одобряемую вещь. Или возьмем христиан христианство - это единственная существующая"культура вины".

Вина и стыд как механизмы, социального контроля

Культура вины и культура стыда Тема сто раз уже говорена-переговорена, но чо-та вот приспичило еще раз: Слова эти на самом деле часто взаимозаменяемы, поэтому и понятия путают. Но сами явления принципиально различны. Пояснить это проще всего на культурологическом примере отношения к насильнику и жертве в разных социумах.

Платон когда-то говорил, что стыд – это страх перед ожиданием .. где действительно культура вины и культура стыда разводятся.

Чувство вины и стыда - интроекты психики Вы встречали когда-нибудь в живой природе какое-нибудь животное, испытывающее стыд или вину? Например, кота, который извиняется перед Вами за свой окрас? Или, скажем, лошадь с комплексом неполноценности? Вот мне не доводилось. А человек как-то умудрился обзавестись этими"замечательными" чувствами. Как зарождается чувство вины и стыда?

Культуры «вины» и культуры «стыда»

Основным же мотивом японцев является забота о собственной репутации, производимом на других впечатлении. Это устойчивая исторически сложившаяся психологическая установка японцев. Японец не мыслит себя вне семьи, общины, группы и потому ориентируется исключительно на эту группу, а не на высшие универсальные принципы.

Так возник удивительный феномен японской культуры, ставшей"культурой стыда" в отличии от европейской"культуры вины".

Согласно Платону и Аристотелю, стыд есть страх дурной молвы. .. Стыд преодолевается формированием культуры естественности с изменением.

Поиск Лекций Вина и стыд как механизмы социального контроля Предыдущая 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 Следующая Среди регуляторов социотипического поведения большую роль играют нравственные нормы, то есть системы представлений о правильном и неправильном поведении, требующие выполнения одних действий и запрещающие другие. Ранее мы уже затрагивали некоторые присущие нормам межкультурные различия. Но так как поведение любого человека складывается из выполнения норм и их нарушения, следует обратить внимание и на психологические механизмы, используемые культурами при осуществлении социального контроля за соблюдением норм.

Исследователи особое внимание обращают на значимость в конкретных культурах чувств страха, стыда и вины. Страх, как отмечает Ю. Лотман, присущ не только человеку любой культуры, но и животным, но кроме страха существуют и специфически человеческие, сформированные культурой механизмы, гарантирующие соблюдение нравственных норм см.

Как избавиться от чувства вины и стыда?!